Наша история

Образование нашего отдела

Все началось, когда в Восточном Казахстане был обнаружен несторианский надгробный памятник со средневековым сирийским шрифтом. Последующие раскопки позволили обнаружить и зарегистрировать первые несторианские надгробия, найденные на территории Казахстана.

В 2015 году фермер в Восточном Казахстане нашел большой камень с выгравированным крестом и странной надписью вокруг креста. Цифровой анализ показал, что надпись была на восточно-арамейском диалекте, а камень - надгробным памятником несторианского христианского священника. Последующие проекты привели к совместным раскопкам с Казахстанским археологическим институтом и Техасским археологическим институтом летом 2016 года. В результате этих раскопок были найдены первые в истории Казахстана несторианские надгробия, на трёх из них были надписи на древне-сирийском диалекте - литургическом языке Восточной Церкви. С тех пор было обнаружено несколько других камней в дополнение к другим артефактам.

Дополнительные раскопки принесли успех и привели к официальному созданию Департамента несторианских исследований при археологическом институте Академии наук Казахстана. В русскоязычных научных кругах сирийско-восточное христианство, также известное в западных кругах как церковь Востока, называется несторианским христианством, отсюда и название отдела. Конечная цель этого отдела - создать инфраструктуру для проведения раскопок, исследований и публикаций относительно этой, зачастую пропущенной, части истории Казахстана и Центральной Азии.

Значимо для Казахстана

Поскольку Казахстан стремится стать одной из тридцати стран мира с наиболее стабильной экономикой, а также служить первопроходцем в возрождении торговли на Шелковом пути, очень важно исследовать нашу историю и культурное наследие. Великий шелковый путь процветал на протяжении веков, предлагая свободный поток торговли между Востоком и Западом. Тем самым на Западе появлялись шелковые, бумажные и керамические изделия. А на Востоке, в свою очередь, меховые изделия, металлические изделия и изделия из стекла. Наряду со свободным движением торговли, Шелковый путь также способствовал и свободному обмену идеями.

Идеи всегда имеют последствия. Любое общество, которое стремится полностью реализовать свой потенциал, должно проанализировать свою историю, а также идеи и предположения, лежащие в основе общества. Кто мы такие? Откуда мы пришли? Какова наша цель? Какие идеи получились и почему? Что не получилось? Откуда мы пришли и куда мы идем? Как мы сюда попали и как нам добраться туда, куда нам необходимо прийти?

Археология и культурная антропология - это дисциплины, по которым мы проводим научные исследования для того, чтобы попытаться ответить на эти фундаментальные вопросы. Чтобы обнаружить или вновь открыть - потерянную или забытую историю, позволяющую нам иметь более четкую и точную картину исторической карты - где мы были, где мы находимся сегодня, и куда мы должны отсюда направиться.

Это видение также выражено в новой программе Казахстана «Курс вперед: духовное обновление». В дискуссиях об экономическом развитии, особенно в связи с проектом «Один пояс - один путь», Казахстан осознаёт важнейшую роль религий Шелкового пути, сыгранную в торговле и коммерции.

Казахстан и другие страны Центральной Азии сегодня имеют исключительную возможность исследовать и вновь открыть не только эту утраченную историю и богатое культурное наследие, но и возродить сам Великий шелковый путь. Мы должны с распростертыми объятиями, открытыми сердцами и открытыми умами исследовать историю Казахстана и всей Центральной Азии. Действительно мы на пороге возможностей. Сможем ли мы воспользоваться предоставленной нам возможностью - трудиться, раскопать, опубликовать, наполнить музеи и просвещать молодых людей, чтобы быть активными в оказании помощи Казахстану и другим странам Центральной Азии в реализации их полного, Богом-данного потенциала.

Отдел по изучению несторианства был создан для изучения несторианского аспекта истории и стал позитивным шагом в содействии исследования роли несторианства на территориях современного Казахстана и других стран Центральной Азии.

Возвращение к утерянной христианской истории Центральной Азии

В своей книге «Церковь Востока» Кристоф Баумер пишет, что из двух десятков тюрко-монгольских племен, которые Чингисхан объединил в 1206 году для образования Монгольской империи, по крайней мере семь племён исповедовали несторианское Христианство. Несторианское Христианство, которое, по словам Вильгельма Рубрукского, насчитывало 200 000 человек, составляло примерно 12% всего населения вновь образованной Монгольской империи. Помимо кереитов, другие племена, которые были в значительной степени несторианскими христианами, включали в себя меркитов, найманов, онгутов, уйгуров, урянхайцев, кангли и маньчжур.

Чтобы дать некоторое представление о степени развития несторианства, Филип Дженкинс в своей книге «Утраченная история христианства» отмечает, что в 8-м веке - до того, как христианство было распространено на немецкой, голландской и русской территориях - патриарх Восточной Церкви Тимофей уже руководил 19-ю метрополиями (региональными архиепископами), которые следили за восемьюдесятью пятью епископами вдоль Шелкового пути.

В 780 году Тимофей сообщил о обращении Тюркского короля, который правил большей частью Центральной Азии. Марк Диккенс установил, что этот народ - карлуки, и что метрополия, вероятно, была основана в их столице Таласе - современном Таразе, Казахстан. Город Мерв - современный Мари, Туркменистан - имел епископа к 420 году н.э. К 500 году в Мерве, как главном христианском центре центрально-азиатских тюркских племен, переводились важные книги с греческого и восточно-арамейского языков на языки Центральной Азии и Восточной Азии.